Легенде отечественной авиации Борису Матвеевичу Конторовичу – 90 лет

       9 декабря 2019 года 90 лет исполнилось заместителю главного конструктора АО «ОДК-СТАР» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) Борису Матвеевичу Конторовичу. Две трети своей жизни Борис Матвеевич посвятил развитию авиационной отрасли нашей страны – под его руководством и при непосредственном участии были разработаны десятки сложнейших высококачественных систем топливопитания и автоматического управления газотурбинными двигателями для ведущих советских и российских самолётов, вертолётов, а также для наземной и морской техники.
        Борис Матвеевич родился в Одессе в 1929 году. Окончив Московский авиационный институт, в 1953 году получил распределение в Пермь. Молодого специалиста направили в Опытно-конструкторское бюро завода имени М. И. Калинина (прежнее наименование АО «ОДК-СТАР»). Вся его дальнейшая жизнь оказалась тесно связана с пермским машиностроительным предприятием и с развитием авиационной отрасли страны.
       В возрасте 28 лет Борис Матвеевич был назначен на должность заместителя главного конструктора АО «ОДК-СТАР», с 1967 по 2015 годы Борис Матвеевич трудился первым заместителем главного конструктора АО «ОДК-СТАР», а с 2015 года и по настоящее время занимает пост заместителя главного конструктора предприятия. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны системы топливопитания и автоматического регулирования газотурбинных двигателей для ведущих советских и российских самолётов – Ту-144, Ту-104, Ту-124, Ил-76, Ту-154М,  Ил-62М, Ил-96, Ил-114, Ту-204, Ту-214, Ан-38, Ан-140, вертолётов Ми-6, Ми-8Т, Ми-12, Ми-24, Ми-28 и других, газотурбинных установок в составе газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Борис Матвеевич внёс большой вклад в создание и развитие топливной автоматики для поршневых авиадвигателей.
       Сегодня под его руководством проводятся работы по созданию принципиально новой и соответствующей лучшим мировым аналогам системы автоматического управления (САУ) российским двигателем пятого поколения ПД-14 для самолёта МС-21. Впервые в истории нашей страны САУ газотурбинным двигателем изготовлена без гидромеханического резервирования. Это накладывает высочайшие требования к обеспечению надёжности системы, особенно её электронной части.

В 2013 году авиационному двигателю ПС-90А-76 за номером 052 присвоено имя Бориса Матвеевича Конторовича  такого в практике отечественного двигателестроения ещё не было

       Борис Матвеевич Конторович – это пример творческого долголетия, верности своему предприятию и делу всей своей жизни. Его заслуга в  авиастроении очень велика. За 66 лет работы на предприятии он воспитал много специалистов, в том числе молодых, которые продолжают работу по развитию авиации нашей страны. «Создание сложной авиатехники – это коллективное творчество, а использование творческого потенциала всего коллектива – это залог успешной работы. И самое главное, залог того, что любая система будет создана и внедрена в эксплуатацию», – твёрдо верит Борис Матвеевич Конторович.
       «Борис Матвеевич поистине уникальный человек, – говорит управляющий директор АО «ОДК-СТАР» Сергей Владимирович Остапенко. – Он совершенно не боится сложных задач, трудностей, молодым бы поучиться такой энергетике и такому желанию работать, которые он сохранил и в настоящее время».
       Творческий вклад Бориса Матвеевича Конторовича в развитие авиационной техники защищён 27 авторскими свидетельствами на изобретения и 7 научными трудами. За заслуги в развитии отечественного авиапрома Борис Матвеевич награждён орденом «Знак Почёта» (1971 г.), Почётной грамотой Министерства авиационной промышленности СССР (1989 г.), Почётной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ (2009 г.), имеет звания «Заслуженный конструктор РСФСР» (1988 г.) и «Почётный авиастроитель Российского авиационно-космического агентства» (2003 г.). В декабре 2019 года губернатор Пермского края Максим Геннадьевич Решетников наградит Бориса Матвеевича Конторовича памятным знаком «Герб Пермского края» II степени.
  

       АО «ОДК-СТАР» – российский центр компетенции в области разработки, производства и сервисного обслуживания комплексных систем топливопитания и управления газотурбинными двигателями воздушного, наземного и морского назначения. Входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Расположено в г. Пермь.
       АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
        Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологиии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
Subscribe to Сбор новостей