На выставке «Оружие Победы» состоялась лекция историка и руководителя корпоративного музея ОДК-СТАР (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) Владимира Ивашкевича о главном конструкторе А. Ф. Полянском и его роли в развитии пермского агрегатостроения.
Имя Полянского не так известно, как, например, имена генеральных конструкторов авиационных двигателей Аркадия Швецова и Павла Соловьева. Тем не менее вклад Алексея Федоровича в развитие отечественного двигателестроения переоценить сложно. Ведь ни один из двигателей не может работать без агрегатов топливопитания и регулирования.
Алексей Полянский родился в 1915 году в Москве в семье служащего. После школы-семилетки работал на заводе слесарем, одновременно учился по вечерам в вузе. Война помешала получить официальный диплом инженера, но работа на производстве сделала его настоящим экспертом в области агрегатостроения.
В октябре 1941-го вместе с заводом № 33 Полянский был эвакуирован из Москвы в Пермь. Работал технологом сборочного цеха, участвовал во внедрении конвейерной сборки карбюраторов. Благодаря его ответственности и способности находить нестандартные решения при освоении новой техники, в 1946 году Полянского назначили исполняющим обязанности начальника пермского филиала ОКБ-315/33. Под его руководством до «серии» были доведены первые агрегаты для реактивной техники, созданы новые типы карбюраторов. В 1952 году он стал заместителем главного конструктора ОКБ-315/33. А в 1957-м – главным конструктором Пермского агрегатного конструкторского бюро.
С 1967 года по инициативе Алексея Полянского впервые началась разработка электронных систем топливопитания и автоматического регулирования двигателей. В 1973-м был создан специальный «электронный» конструкторский отдел. В последний день 1973 года Алексей Федорович Полянский скоропостижно скончался. Ему было всего 58 лет.
«Это выдающаяся личность не только для нашего предприятия, но и для всей России. У Полянского не было статуса генерального конструктора (его присваивали тем, чьи разработки производились сразу на нескольких заводах). Он был скромным человеком и при этом гениальным», – считает Владимир Ивашкевич.
- Для меня стало открытием, что именно в Перми с нуля осваивались электронные агрегаты для систем автоматического управления двигателями, – отметила Инна Федотова, начальник отдела научно-справочного аппарата Пермского государственного архива социально-политической истории.
В октябре лекции об истории предприятия ОДК-СТАР будут продолжены.
АО «ОДК-СТАР» – российский центр компетенции в области разработки, производства и сервисного обслуживания комплексных систем топливопитания и управления газотурбинными двигателями воздушного, наземного и морского назначения. Входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Расположено в Перми.
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация Ростех – крупнейшая машиностроительная компания России. Объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Компания выступает ключевым поставщиком вооружений, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа. Развивает высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы и др. Консолидированная выручка в 2022 году превысила 2,1 трлн рублей, доля гражданской продукции составила 44,5%.